В начале сентября 2017 года было торжественно открыта Болгарская исламская академия – учебное заведение, которое должно составить конкуренцию духовным учебным заведениям Саудовской Аравии, Турции, Египта и других зарубежных стран, в которые до сих пор едут учиться российские мусульмане. Дело, как говорил один довольно известный политик - архиважное. Но уже на заре своего существования Академия столкнулась с рядом вопросов, каждый из которых – немалый подводный камень.

Открытие Болгарской исламской академии - историческая необходимость. Но сейчас Академия - словно новорожденный ребёнок. И наберёт ли этот ребёнок силы для выполнения своей миссии - зависит от многих факторов.
ИСТОЧНИК ФОТО: http://islam-today.ru/novosti/2017/09/04/v-bolgarah-torzestv...
Автор оговорится сразу, он – горячий сторонник создания в Российской Федерации собственной духовной академии международного уровня, чтобы Российская Федерация могла готовить свои собственные духовные кадры. Российский ислам, в частности – традиционный ислам Поволжья, по причине исторических коллизий, в наименьшей степени вобравший в себя «нововведения» XIX и ХХ веков, может стать серьёзным инструментом консолидации общества. Беда в том, что с 90-х годов ХХ века он активно «разбавляется» идеологией, принятой в зарубежных государствах – Саудовской Аравии, Египте, Турции. То есть теми учениями в исламе, которые чужды отечественной мусульманской традиции. Поэтому одна из основных миссий Академии, по мнению автора, - сохранить традиционные для России формы ислама, это сокровище, которое в противном случае будет просто уничтожено под влиянием зарубежных тенденций.
Но ряд вопросов ставят будущую работу Академии под серьёзные угрозы.ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Место для расположения болгарской исламской академии выбрано крайне неудачно. Можно сколько угодно говорить об исторической роли города Болгар в истории болгарской цивилизации, правопреемником которой сегодня себя считает современный Татарстан, но сегодня Болгар имеет ряд особенностей, которые объективно затрудняют успешное развитие академии. Во-первых, Исламскую Академию поместили в чуждую культурную среду. Сегодняшний Болгар – по сути, наследник русского города Спасск-Татарский, переименованного в 1935 году в Куйбышев.
Город в основном - православный. Свыше 80% русского населения и на одну соборную Белую мечеть приходится как минимум два православных храма, православный молитвенный дом, источник св.муч. Авраамия Болгарского и Владимирского чудотворца. Это – не считая представительств иных христианских и прочих конфессий. https://ru.wikipedia.org/wiki/... То есть учащихся Болгарской Исламской Академии поставили в ситуацию, когда внутри учебного заведения – одна культурная среда, а снаружи – другая. Причём – в очень небольшом обществе: численность населения Болгара составляла на 31 июля 2017 года – 8571 человек. Психологически это достаточно сложно. Попытки же «исламизировать» регион с высокой долей вероятности могут привести к конфликту. А это не нужно никому.

Сегодняшний Болгар - в основном православный город. И даже имеющий "своего" святого: святого мученика Авраамия Болгарского и Владимирского чудотворца. В честь которого назван этот храм. Зачем понадобилось помещать исламскую академию в учждую духовную среду?
ИСТОЧНИК ФОТО: http://russianasha.ru/files/tours/images/86/4c/bulgar-cerkov...
ВОПРОС ВТОРОЙ: инфраструктурный. Безусловно, внутри Академии будет и библиотека, и культурные мероприятия, но получат ли молодые люди социальное и общекультурное развитие, необходимое академическому образованию, в таком очаровательном, но всё-таки провинциальном городе, как Болгар. Или посещение музеев, литературных мероприятий, учреждений мусульманской культуры, которыми так богата, например, Казань – не обязательно для образованного мусульманина? А ведь в Болгаре такие учреждения в дефиците. И – будут в дефиците: контингент Академии маловат для того, чтобы создавать специально для его потребностей полноценную культурную среду. В Казани этот вопрос решался бы элементарно, но… Академия не в Казани, а в Болгаре. Не последний из инфраструктурных вопросов – уровень развития путей сообщения. Если, скажем, в Казани развиты все виды путей сообщения от авиаперевозок до железнодорожных и автобусных перевозок, а также – водного транспорта, то в Болгаре с этим – увы, не блестяще…
ВОПРОС ТРЕТИЙ: кадровый. Президент академии Камиль Исхаков вынужден был признать: значительную часть преподавателей будут составлять иностранные граждане. Первыми тремя из них стали профессор ас-Саади из Иордании, Исмаил Булбул — бывший муфтий Палестины, Хамделла Сафти. Плюс – до 10-12 зарубежных преподавателей будут работать «блочно». https://realnoevremya.ru/socie...
Здесь Болгарская академия сталкивается с деликатной проблемой. Дело в том, что правовая оценка ряда учений в исламе, принятая в РФ, имеет различия с правовой оценкой тех же учений за рубежом. Тем более – в Египте, Саудовской Аравии, Турции и др. стран Ближнего Востока, Африки и Средней Азии.
Например, экстремистская организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (организация запрещена на территории Российской Федерации – прим. Авт.) легально действует на территории Ливана, Йемена и ОАЭ

Кадровый вопрос - одна из больных тем для ректора Академии Рафика Мухаметшина
А учитывая, что как признаёт ректор Болгарской Исламской Академии - Рафик Мухаметшин, в России на данный момент нет преподавателей, которые могли бы вести занятия на уровне магистратуры и докторантуры. https://ru.krymr.com/a/2735659...
Так что решить этот вопрос будет ой как непросто… А оставлять его на самотёк – ещё опаснее.
Дело в том, что выпускники Академии длительное время будут представлять собой «штучный продукт» (да простят читатели автора за экономический термин) и от каждого из них будет зависеть очень многое в деле развития отечественного ислама. Первый набор планируется в количестве лишь около 30 студентов, на плечи которых по окончании Академии ляжет работа в области богословия на территории всей России http://rt-online.ru/bulgarskay...
ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: финансовый. Вопрос о том, кто станет финансировать Болгарскую Исламскую Академию – до сих пор остаётся открытым. В Российской Федерации согласно действующему законодательству, государство не может выступать как источник финансирования духовного учебного заведения. Поэтому – поднимается вопрос, кто станет меценатами, в руках которых будет судьба Академии. Причём, это должны быть граждане РФ или учреждения, находящиеся в юрисдикции РФ. Безусловно, крайне ценна помощь таких меценатов, как Алишер Усманов, чья помощь в создании Академии и строительстве Белой мечети в Болгаре оценена по достоинству, но требовать от бизнеса постоянного содержания для ВУЗа, это, пожалуй – перебор. https://realnoevremya.ru/socie... Не в последнюю очередь, приходится учитывать и ту проблему, что существует опасность попыток вмешательства представителей источников финансирования в педагогический процесс. Ведь при сложившейся ситуации купировать такие попытки будет проблематично.

Болгарская исламская академия - проект масштабный. Но масштабный проект потребует масштабных затрат. Кто же будет нести финансовое бремя?
ИСТОЧНИК ФОТО: http://www.islam.ru/sites/default/files/img/2017/news/36160e...
ВОПРОС ПЯТЫЙ: потребностный. Помимо сотрудников муфтиятов и религиозных деятелей в сфере ислама российское общество как никогда нуждается в светских, религиозно не ангажированных исламоведах. Сможет ли Болгарская Исламская Академия подготовить таких специалистов? И вот на этот вопрос ответ приходится дать скорее – отрицательный. Болгарская Исламская Академия для подготовки таких специалистов не предназначена. Это – тип духовного высшего учебного заведения. И смешивать одно с другим не получится: слишком разные задачи будут стоять перед выпускниками. Так что экспертному и светско-научному сообществам Российской Федерации придётся смириться с надеждой получить в свои ряды выпускников Болгарской Академии разве что – после получения ими второго – уже светского образования.
Одним словом, победные реляции писать создателям Болгарской Исламской Академии пока что рано. Впереди большая работа и остаётся надеяться, что руководство ВУЗа сможет найти ответы на непростые вопросы, а Россия получит исламских богословов, способных создать барьер для проникновения в среду российских мусульман экстремистских течений. Однако, до этого ещё очень и очень далеко. А подготовка светских исламоведов – в любом случае остаётся в юрисдикции светских государственных ВУЗов.
Свежие комментарии